Гомеопатия: между “скверной” и “ерундой”

“«Не обязательно делать все таким, каково оно на самом деле» – это игровое допущение в контексте вымышленной реальности, не претендующей на то, чтобы быть настоящей. Однако такое утверждение покушается на основы основ.
Когда кто-то или что-то пытается пошатнуть устои, это приходится не по нраву людям, которые ощущают, что успешно приспособились к жизни, и хотят, чтобы все шло без изменений, а также людям, которым необходимо, чтобы кто-то авторитетный подтвердил: все под контролем. Фэнтези не просто спрашивает: «А что, если все не так, как мы думали?» – оно демонстрирует, что было бы, если бы события шли иным порядком, и подрывает самые основы веры в устойчивость мира.
Так воображение и фундаментализм входят в конфликт.


Тщательно продуманный вымышленный мир есть умственная конструкция, сходная во многих отношениях с религией или другими космологическими учениями. Это сходство, будучи замеченным, способно глубоко обеспокоить ортодоксальные умы.
Когда фундаментализм ощущает угрозу, реакция оказывается гневной или отвергающей – от «Скверна!» до «Ерунда!». Как к скверне к фэнтези относятся религиозные фанатики, чьи заскорузлые представления о реальности начинают шататься, будучи поставлены под сомнение; как к ерунде к нему относятся консервативные прагматики, желающие сузить реальность до непосредственно воспринимаемой и комфортной. Все фундаменталисты и прагматики жестко ограничивают использование воображения; за этими границами их собственное воображение начинает бунтовать, выдумывая жуткие пустыни, где нет ни Бога, ни Разума, ни капиталистического образа жизни, и в полночных чащах висят тигры, уцепившиеся хвостом за ветку, и освещают путь к безумию своим светлым горением[37].
Те, кто отвергает фэнтези не столь свирепо, выступая с менее радикальных позиций, обычно именуют его волшебным сном, мечтами, эскапизмом.
Связь между сном и фантастической литературой можно усмотреть только на очень глубоком, недостижимо глубоком уровне мышления. Мы не способны сознательно контролировать сон, ход его сюжета иррационален и непредсказуем, а его эстетическая ценность обычно сомнительна. Фантастическая же литература, как и любая другая литература, должна удовлетворять и наш разум, и наше чувство прекрасного. Фэнтези, как это ни странно, действует совершенно рационально.”

Обратил внимание на эти мысли в книге Урсулы Ле Гуин “Время, занятое жизнью” (Со знаковым надзаголовком “размышления волшебницы”) (Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2019.)
Если заменить слова “фэнтези” и “фантастическая литература” на слово “гомеопатия”, то нам, в ясных формулировках откроются корни противостояния гомеопатии. У этих людей сам факт существования гомеопатических феноменов “подрывает самые основы веры в устойчивость мира”

В начале 90-х на книжных развалах наткнулся на книжечку с интригующим названием “Левая рука тьмы” .  И имя писательницы – Урсула Ле Гуин – завораживало. (Так наверное подействовали на Кастанеду звуки имени “Сильвио Мануэль”). В этой книге описывался очень суровый мир, в котором бытовала этическая максима: “Нет большего оскорбления, чем дать совет или попросить совета”. И вот уже 30 лет я раздумываю над этим парадоксом и не устаю поражаться его правильности. А ведь всё предельно просто. Решай сам. Не нагружай другого своей ответственностью. (Не пропадешь, небось.)  Её книги не просто умные, интересные, заставляющие задуматься и т.д. Они ещё и просто приятные.

Leave a Reply

Your email address will not be published.

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.