Заседание гомеопатического общества от 4.10.21 (и другие оказии)

Пока я работал над вторым сообщением о конференции 2020 года общественная жизнь не стояла на месте. Прошло заседание Общества. Зал был полон.

Первое сообщение сделала Долинина Любовь Юрьевна.

Если кто еще не знает (хотя об этом было много в предыдущем сообщении) - это теперь официальный лидер петербургской гомеопатии: кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной  терапии с курсом аллергологии и иммунологии им. М.В. Черноруцкого Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. ак. И.П. Павлова, доцент кафедры физической и реабилитационной медицины Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, руководитель учебного центра "Интегративные технологии" (Санкт-Петербург). И президент Санкт-Петербургской гомеопатической ассоциации, которая теперь называется Санкт-Петербургское гомеопатическое общество. Причем здесь кафедра физической и реабилитационной медицины: а эта та кафедра, в которую влилась кафедра гомеопатии и традиционной медицины после процесса укрупнения. Так что "доцент кафедры физической ... медицины" следует читать зав. кафедрой гомеопатии и традиционной медицины. И действительно: "когда благому просвещенью Отдвинем более границ, со временем (по расчисленью Философических таблиц, лет чрез пятьсот)"* гомеопатия будет объясняться исключительно физикой, а отнюдь не физиологией и биохимией и, надеюсь, не медициной. А неофициальным лидером остается Светлана Петровна Песонина.

Доклад Любови Юрьевны назывался «Психологические аспекты гомеопатического приема». Там прозвучали свежие идеи.

Предпосылки успеха терапевтического взаимодействия:

  • Пациент знает о враче больше, чем врач о нём
  • Репутация учреждения имеет значение
  • Насколько трудной и осознанной для пациента была дорога на этот прием
  • Оптимальное время ожидания приема – 2 недели. Больше или меньше – уже хуже.

В ходе самого приема выделяются 4 фазы:

  • Фаза контакта. Невербальное поведение при оформлении контакта оказывают на пациента большее влияние, чем слова врача.
  • Фаза ориентации. Дать возможность высказаться, отреагировать, освободить от переживаний (катарсис, психическая вентиляция). Как именно, что пойдет – определяется конституциональным типом.
  • Фаза аргументации. Активное взаимодействие врача с пациентом.
  • Фаза корректировки. Убедиться, что поняли друг друга. Подвести итоги беседы. Довести до пациента свое видение ситуации.

В любой фазе высказывания врача не должны содержать категорий “чёрное и белое”.

Любовь Юрьевна посетовала, что нередки случаи когда в Центр гомеопатии обращаются с рецептами от других врачей с вопросами: отчего мне это назначено и как это принимать. Да, это действительно систематически происходит! Добавлю от себя, что эти рецепты написаны совершенно неразборчиво. Не говоря уже о том, что само содержание этого рецепта как минимум спорно, а чаще всего просто возмутительно.

Докладчица попросила меня сказать, что я думаю об означенной теме, при этом охарактеризовала меня как человека, способного бесконечно долго выслушивать пациента. И, как мне показалось, с оттенком тщательно скрытого раздражения. Я сказал, что думаю. Что действительно, психология в терапевтическом взаимодействии занимает главенствующее положение, и что важнее занять верную психологическую позицию, чем назначить “правильный” гомеопатический препарат, если вообще так можно сказать о препарате. Привел фразу К.Г. Юнга, которая звучит примерно так: “Я говорю своим ученикам: вы должны знать о символах всё, но на приеме вы должны всё забыть.” Речь идет о непредвзятом отношении, об отсутствии готовых решений. Слушать пациента, пока спонтанно не возникнет вдохновляющая идея. Или способ сложить пазл из нескольких вдохновляющих идей. (Я этого не сказал на обществе, а сейчас поясняю, что имел в виду, приводя фразу Юнга). Еще я добавил, что когда готовился к мартовскому семинару “Трудные вопросы гомеопатии”, я привлек типологию к анализу типов взаимодействия врач-пациент. Но не гомеопатические конституциональные типы, а характерологические типы, акцентуации характеров. Если врач эпилептоид – будет “черное-белое”. А если психастеник – будет “бесконечно долго слушать”.

Второй доклад сделала Людмила Александровна Гореленкова – классический гомеопат. «Возможности классической гомеопатии в лечении COVID-19 и постковидного синдрома». Начала с того, насколько абсурдна и вредна для человечества идея прививаться от чего бы то ни было, а особенно от ковида. Компания по вакцинации проводится с нарушением всех норм. И что уж во всяком случае нельзя это делать в разгар эпидемии. Эта старая излюбленная песня “классических гомеопатов” уже давно всем надоевшая. Воздержусь от комментариев по поводу этой части доклада. Скажу только, что не вижу на данный момент альтернативы прививке для прекращения ковидной ситуации.

Доктор Гореленкова прошлась по Рекомендациям, которые не соответствуют патогенезу тяжелых и критических случаев. Вот не проводится плазмаферез! А профессор Воробьёв, гематолог, утверждает, что надо. (Эх, да проводится, проводится. Независимо от того есть он в рекомендациях или нет).

Зато гомеопатам все ясно. Потому что они владеют теорией миазмов. Тяжело протекающий ковид – это туберкулинический миазм с люэтическим отягощением. Было со времен Ганемана замечено, что во время эпидемий наибольшему проценту больных соответствует лишь небольшое количество препаратов. Ганеман при эпидемической вспышке скарлатины предлагал Белладонну. При “испанке” (2-е – 3-е десятилетия 20-го века) такими средствами были Гельземин и Бриония. Это называется “genius epidemicus”. Передовые гомеопатические умы нашего времени сформулировали требования к такому лекарству для ковида. Такое средство:

  • должно иметь тропность к дыхательным путям;
  • покрывать симптомы всех видов пневмоний;
  • иметь разрушительный характер;
  • соответствовать туберкулиническому и сифилитическому миазмам.

Эти средства Арсеникум альбум, Фосфорус, Сульфур, Ацидум карболикум.

Всё это есть у Арсеникума, торжественно провозгласила Людмила Александровна: ухудшение от испорченного мяса, раздражение, выраженный страх и отчаяние в выздоровлении.

Привела случай острого ковида. Действительно впечатляющий случай. Доктор болела в домашних условиях. Была сильная одышка. Арсеникум альбум обосновывался такими симптомами  сухость во рту, но пьет немного, тревожность к вечеру, паралитическая слабость, мышечные боли… Ars 200  был назначен несколько раз далеко не каждый день с сухой горошины, а потом методом приплюсовывания. После первой же дозы пациентка пошла на поправку. В завершении получила Ars 1M.

Второй случай – постковидный синдром. Ноги как ватные, слабость, патологическое желание наводить порядок, мелочи вызывают раздражение, да и в преморбиде пациентка педант по своему характеру. От одной дозы Ars200 чувствует себя трудоспособной.

Это все реально. Я очень поверхностно это изложил, что успел зафиксировать на бумаге. Конечно в таких случаях хорошим тоном считается делать пространные описания со списками перечислением жалоб, анамнеза, физикальных данных, результатов инструментальных и лабораторных исследований. Верный способ убить читательский интерес. Гомеопатам и так все ясно будет, а прозелитов (и тем более оппонентов) не убедит, сколько бы слов не вписать. Доктор Гореленкова умеет лечить. А Ганеман что говорил? "Лечить - не теоретизировать". Если кто уловил в моих словах сарказм, поясняю, он относится не к лечению, а к теоретизированию.

По материалам доклада взял слово Вячеслав Семенович Коваленко. Он еще достаточно молод и полон сил, хотя по сути патриарх новой питерской гомеопатии. Той, которая началась в 90-м году. По лечебным и теоретическим аспектам доклада он воздержался от комментариев, но уточнил вопрос по поводу шкал разведений. Действительно, мы говорим 1М имея в виду тысячное сотенное. Это можно обозначить (на примере доклада) Арсеникум альбум 1000, Арсеникум альбум С1000, Арсеникум альбум 1000СН. Неверно использовать для этого 1М, так как в этом случае речь идет о тысячной шкале, когда к одной капле 3-го сотенного добавляется 999 капель растворителя. Людмила Александровна в ходе уточняющей дискуссии пояснила, что она использует именно тысячное сотенное ганемановское разведение. Не корсаковское. Но с этим обозначением 1М как тысячного, именно сотенного, все очень запущено, и, боюсь, не поправить. Да и не надо поправлять. Английская фирма “Helios Homeopathy”, где можно приобрести препараты on-line предлагает такую маркировку ступеней сотенных разведений 3С, … , 30С, 200С, 1М, 10М, LM (50-ти тысячное сотенное), СM (стотысячное сотенное), MM (миллионное сотенное). Они честно пишут, что до двухсотого трясут вручную, далее используют разработанную ими очень хорошую машину, максимально приближенную к ручной тряске с использованием одного сосуда с автоматическим наполнением и опорожнением и компьютерным контролем. Они уточняют, что это корсаковкие разведения, но не делают на этом акцента в маркировке. Я задумался, а может 1M и далее это тысячная шкала? Но уж тогда написали бы 1000С. Хорошо, пусть это первое тысячное. Что же тогда перепрыгивают сразу 10 ступеней, а потом сразу еще 40? Нет, это конечно сотенные и это уже стало мировым стандартом маркировки. А тысячные попросту не используются. Возможно зря.

Еще Вячеслав Семенович выразил пожелание, что хорошо бы нам всем задуматься и опубликовать описание патологической аккуратности. Делая выбор в пользу Арсеникума вот уже 200 лет гомеопаты уточяют, аккуратист ли их пациент. Но нужна не хорошая правильная аккуратность, составляющая достоинство человека, а именно патологическая аккуратность. Мы то используем описания 100 – 150 летней давности, а сейчас все проявляется по другому. Хорошо бы оформить современную концепцию разных ценных симптомов, почему бы не начать с патологической аккуратности.

Третий вопрос был организационный – привлекались добровольцы для проведения некоего анкетирования в интересах продвижения монопрепаратов фирмы “Буарон”.

После окончания мероприятия я пообщался с Григорием Семеновичем Галущаком. Это еще один патриарх. Я с ним учился на курсах по гомеопатии в 1992 году и он уже тогда казался мне весьма компетентным патриархом. Собирал у себя дома человек 5 из нашей группы и рассказывал о том, что у него получается. Все эти годы он работал в одной из поликлиник Невского района сначала участковым врачом, потом заведующим отделения, потом опять участковым, а сейчас взял на себя такую организационную форму как патронаж больных ковидом, проходящих лечение на дому. И личные контакты и по телефону. Работа большая. При этом ему 70+. Но это титан лечебного дела.

Вернусь к тому, с чего начал: второе сообщение будет опубликовано в ближайшие дни, оно в состоянии 98-процентной готовности. И уже в 20-процентной готовности третье сообщение, посвященное выступлению Мифтахутдинова – главы холдинга ЭДАС. Много интереснейших фактов о новой и новейшей гомеопатической истории и его план спасения.

*не мог удержаться и привел эти замечательные строки Александра, нашего, Сергеича . ЕО, гл. седьмая, стр. ХХХIII " .....
                                         И заведет крещеный мир
                                         На каждой станции трактир".

Leave a Reply

Your email address will not be published.

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.